Попытка взыскать с МВД РФ убытки и компенсацию морального вреда за административное преследование

13.05.2024

Попытка взыскать с МВД РФ убытки и компенсацию морального вреда за административное преследование по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ

 Ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное подключение к электросетям и безучетное потребление электроэнергии, если эти действия не образуют состав уголовно наказуемого деяния.

Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ могут и прекратить в связи с истечением срока давности для привлечения к ответственности. Но это не значит, что можно рассчитывать на компенсацию морального вреда за административное преследование, если самовольное подключение к электросетям всё же имело место.

 В Орловской области мировой судья прекратил в отношении Д. производство по делу об административном нарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ. Причина — истечение срока давности привлечения к ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Впоследствии Д. подал иск к Российской Федерации в лице МВД РФ. Просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда — 25 000 рублей, убытки в виде оплаты юридических услуг — 50 000 рублей, а также расходы на уплату госпошлины — 5000 рублей.
Ссылался на то, что его вина в совершении административного правонарушения не доказана, а при административном преследовании он испытал нравственные страдания, связанные с ущемлением достоинства личности и репутационными потерями, а также потратился на юристов.

 Суд первой инстанции удовлетворил иск частично: взыскал убытки в размере 25 000 рублей и расходы на уплату госпошлины — 950 рублей. А вот апелляционный суд решил, что ни одно из заявленных требований не подлежит удовлетворению, с чем согласился и Первый кассационный суд общей юрисдикции (определение по делу № 88 – 8315/2024).

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. по делу № 9‑П, «отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении».

Однако Д. не доказал противоправность действий должностных лиц при административном преследовании, причинение вреда должностными лицами, причинно-следственную связь между их действиями и причиненным вредом. В решении мирового судьи, прекратившего производство по делу в отношении истца по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ, нет выводов об отсутствии вины Д., события и состава правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, ставших основанием для возбуждения дела.

Что касается невиновности истца, то суд также указал: в рамках другого дела по иску ПАО «Россети Центр» о взыскании суммы бездоговорного потребления электроэнергии было установлено, что Д. самовольно подключил дополнительный кабель в обход счетчика. Из пояснений Д. следует: это подключение он использовал в качестве аварийного и знал, что самостоятельно так делать нельзя.

Кроме того, истец не воспользовался своим правом и не стал добиваться прекращения производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, чтобы потом в установленном порядке возместить расходы на юридические услуги.

 При сложившихся обстоятельствах у Российской Федерации в лице МВД РФ нет обязанности возместить истцу причиненный вред.